"Культура народов России"
Добрый день, дорогие друзья!
2022 год в России объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Издавна Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами.
Народное искусство - это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта и национальных традиций, бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура.
Нематериальное культурное наследие - обычаи, здания навыки, а также связанные с ними инструменты, признанные людьми в качестве их культурного наследия.
Вот несколько примеров.
Русская народная песня "Валенки" в исполнении Оркестра народных инструментов ГАХА "Березка" им. Н. С. Надеждиной.
Русская народная свадебная песня "Голубка" в исполнении вокального фольклорного ансамбля "Белорыбица".
Русский танец "Калинка" постановка Алексея Шишкина.
Мы, с удовольствием, приглашаем Вас поучаствовать в познавательной Медиа акции "Культура народов России". Вам будет представлено несколько познавательных блоков о различных народных инструментах, песенных жанрах и танцах. В конце каждого раздела Вы можете проверить свои знания, ответив на несколько несложных вопросов!
Музыкальные инструменты в культуре славян.
Блок 1. Духовые народные инструменты
Свирель
Свирель – русский духовой музыкальный инструмент. Свирель изготавливают из дерева, тростника или метала. В качестве древесины чаще используют орешник, клен, крушину, ясень или черемуху. Сердцевина удаляется тонкой палочкой или выжигается с помощью раскаленной проволоки. В результате получается дудка, один конец которой отрезают наискось. У русских народов традиции игры на свирели имеют возраст несколько сотен лет.
Жалейка
Жалейка – старинный русский народный духовой деревянный язычковый музыкальный инструмент – деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. В ряде областей жалейку называют «пастушеским рожком». Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый.
Рожок
Рожок – духовой деревянный музыкальный инструмент. Часто рожок берет свое название от той местности, где он был произведен и приобрел самую высокую популярность. Имеет разные названия: русский, пастушеский, песенный, владимирский. Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. Изготавливают рожок из березы, клена или можжевельника.
Сурна
Сурна – древний русский народный язычковый духовой музыкальный инструмент. Звук сурны очень пронзительный и сильный, резкий и гнусавый. Употреблялась она либо скоморохами в их буйных, удалых плясках, либо в военном обиходе. Сурна делалась обычно из каргача (Южная порода дерева, очень плотного и крепкого). Основным применением сурны по праву следует считать её использование в ратном деле.
Свистулька
Свистулька – старинный духовой русский народный музыкальный инструмент. Свистулька может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька или птички. Широкое распространение получила свистулька, изготовленная из обожженной глины. В прежние времена, наши предки пользовались свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с Богами Стриборгом и Перуном.
А теперь несколько вопросов!
1. Какой инструмент предназначался для общения с Богами?
А) Рожок
Б) Свистулька
В) Сурна
2.Какой инструмент чаще всего использовался в ратном деле?
А) Свирель
Б) Жалейка
В) Сурна
3. Какой инструмент в ряде областей называют «пастушеским рожком»?
А) Жалейка
Б) Сурна
В) Свирель
4. Какой инструмент имеет разные названия «русский», «пастушеский», «песенный», «владимирский»?
А) Свистулька
Б) Рожок
В) Жалейка
Блок 2. Струнные народные инструменты
Балалайка
Балалайка - русский народный струнный шипковый музыкальный инструмент.
По одной из версий, название «балалайка» имеет прославянское происхождение. Корень слов «балалайка», или, как её еще называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как «балакать», «балабонить», «балаболить», «балагурить», что значит «разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, пустозвонить, калякать».
В настоящее время создано семейство модернизированных балалаек – прима, секунда, бас, контрабас. Балалайка используется, как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
Примеры игры на балалайке: пример 1, пример 2.
Гусли
Гусли – еще один достаточно известный щипковый музыкальный инструмент. Существуют несколько разновидностей.
Гусли крыловидные
Гусли крыловидные, также называются яровчатыми (от слов явор (клен белый). Первые дошедшие целыми крыловидные гусли датируются 18 веком. Так называемые «Ананьевские» гусли. Как правило, являются солируюшим или аккомпанирующим голосу певца инструментом.
Гусли шлемовидные
Гусли шлемовидные (псалтиревидные), так же называются гусли – псалтирь. Чаще встречались у народов Поволжья. Возрождение шлемовидных гуслей началось в конце 19 века. Шлемовидные гусли имеют форму шлема или холма. Гусли ставятся вертикально на колени музыканта.
Гусли лирообразные
Гусли лирообразные, так же их называют гусли с игровым окном. Имели распространение на территории Древней Руси. Самые ранние находки происходят из Новгорода и датируются 11 веком. Гусли с игровым окном имеют проем в верхней части инструмента, что роднит его с другими лирообразными инструментами. Инструмент при игре держали вертикально, нижним концом упирая в колено или пояс. При игре не ходу или стоя мог упираться в бедро.
Примеры игры на гуслях: пример 1, пример 2.
Домра
Домра – старинный русский струнный щипковый инструмент. Имеет три (иногда четыре) струны, играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки. Игроки на домре назывались домрачеями. Трехструнные домры бывают нескольких видов: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой.
Примеры игры на домре: пример 1, пример 2.
Гудок
Гудок - древнерусский смычковый инструмент, наиболее распространенный в 17-19 веках, среди скоморохов. Гудок (другое название – СМЫК) принадлежит к старинным струнным Русским народным инструментам. Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является характерной особенностью гудка. Играя на гудке, музыкант стареется удерживать свой музыкальный инструмент на колене, придавая ему вертикальное положение.
Примеры игры на гудке: пример 1, пример 2.
А теперь несколько вопросов!
1. Какой музыкальный инструмент произошел от слова «балаболить»?
А) Домра
Б) Гусли
В) Балалайка
2. Какой музыкальный инструмент имеет форму шлема?
А) Гудок
Б) Гусли
В) Домра
3. Какой инструмент является прообразом балалайки?
А) Гусли
Б) Домра
В) Гудок
4. Самый распространенный музыкальный инструмент среди скоморохов?
А) Балалайка
Б) Гусли
В) Гудок
Блок 3. Ударные народные инструменты
Накры
Накры – Древний Русский ударный сдвоенный музыкальный инструмент, прообраз современных литавр. В прежние времена, накры, совместно с некоторыми другими ударными и духовыми инструментами, использовались, в качестве военного музыкального инструмента, приводящего противника в паническое замешательство и беспорядочное бегство. Музыкант, играющий на средневековых накрах, - так называемый «придворный накрачей», существовал в России еще в 18 веке.
Бубенцы
Бубенцы - произошли от связки бубенчиков, закрепленных на упряжках либо повозках. На шею коня бубенцы подвешивались для красоты, а другим животным их прикрепляли для того, чтобы они не потерялись. Со временем, бубенцы постепенно превращались в инструменты, которые можно было использовать для извлечения музыкальных, мелодичных звуков.
Коробочка
Коробочка – ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Коробочкой подчеркивают отдельные ритмические точки. В настоящее время используется в оркестрах русских народных инструментов. Придает красивейшую окраску в сочетании с народными инструментами.
Рубель
Рубель (ребрак, пральник) – предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Так же использовался в качестве музыкального инструмента. При игре инструмент держат левой рукой за ручку, а правой проводят вверх и вниз по рабочей поверхности деревянной ложкой или колотушкой.
Славянская трещотка
Славянская трещотка – принадлежит к одним из самых древних Русских народных ударных инструментов. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток. Так же трещотка выполняет важную развивающую функцию – маленьким детям гораздо проще познавать этот мир через звенящие звуки трещотки.
Пример звучания славянской трещотки
Ложки
Ложки – древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа. В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Использование этих инструментов родственно хлопанью в ладоши и притопыванию. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей.
А теперь несколько вопросов!
1. Какой из инструментов призван приводить противников в паническое замешательство?
А) Ложки
Б) Рубель
В) Накры
2. На каком инструменте звук извлекают барабанными или ксилофоновыми палочками?
А) Бубенцы
Б) Славянская трещотка
В) Коробочка
3.Какой из инструментов ранее использовали для глажения белья?
А) Рубель
Б) Коробочка
В) Ложки
4. Использование какого инструмента родственно хлопанью в ладоши и притопыванию?
А) Накры
Б) Ложки
В) Рубель
БЛОК 4. ПЕСНИ В КУЛЬТУРЕ СЛАВЯН
Переоценить ту мощь, которую несет в себе для народа культура родной страны невозможно. Русская песня — это и народное самосознание и генетическая память поколений, информация об истории людей, которая приобрела облик музыкального произведения. Знакомство с русским песенным фольклором крайне важно для развития молодого поколения и сохранения традиций и самосознания страны на долгие годы.
БЫЛИНЫ
Былины - старорусские былины легли в основу музыкального творчества славян. В некоторой форме данью памяти церковному созиданию тех лет и по сей день остаются вокальные произведения народного жанра, именуемые духовными стихами. Древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI-XVI веков.
ВЕСНЯНКИ
Веснянки – обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья), зазывания весны. Они напоминали, что приближается пора полевых работ, летят птицы и «несут весну».
КОЛЯДКИ
Колядки - это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла — наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. (На каждый из праздников русского календаря в народе полагались свои «сезонные» песни, употребление которых ограничивалось небольшим периодом праздника.) Все колядки условно можно разделить на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие).
ПАСХАЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Пасхальные или Песни Пасхальной недели — песни, связанные с встречей весны, заклички-веснянки, частушки, волочебные и вьницкие песни, колядки, исполнявшиеся в течение Светлой недели, приуроченные к тем или иным обрядам весеннего праздника. «Христос воскресе из мертвых» — это главное молитвенное песнопение пасхальной службы (Пасхальный тропарь). Но в ряде деревень он звучал не только в церкви. Например, на Смоленщине исполняли свою, народную версию тропаря. Называлось это «кричать Христа». Во многих деревнях было принято на Святой неделе обходить дворы и поздравлять хозяев с Пасхой с помощью специальных песен. Таких обходчиков называли волочёбниками.
Пример исполнения пасхальных песен
МАСЛЕНИЧНЫЕ ПЕСНИ
Масленичные песни — песни, частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника. Основные темы масленичных песен: встреча и проводы масленицы, а также любовь, семья и плодородие.
Пример исполнения масленичных песен
ЖАТВЕННЫЕ ПЕСНИ
Жнивные песни славян (жатвенные песни) — календарные песни, исполнявшиеся при совершении обрядов, сопровождавших уборку урожая. Известны во всех славянских традициях, но наиболее популярным и многообразным по форме является репертуар у восточных славян. Он включает три тематические группы текстов: зажиночные песни, исполняемые на начальном этапе жатвы; собственно жнивные, которые поют на протяжении всего периода уборочных работ; дожиночные, приуроченные к моменту завершения жатвы и празднования по этому поводу.
Пример исполнения жатвенных песен
А теперь несколько вопросов!
1. Какие песни воспевали о героических событиях?
А) Масленичные
Б) Колядки
В) Былины
2. Какие песни исполнялись при совершении обрядов, сопровождающих уборку урожая?
А) Жатвенные
Б) Пасхальные
В) Былины
3. Какие песни исполнялись при встрече и проводах Масленицы?
А) Колядки
Б) Жатвенные
В) Масленичные
4. К каким песням относятся Волочебные?
А) Былины
Б) Пасхальные
В) Веснянки
БЛОК 5. ТАНЦЫ В КУЛЬТУРЕ СЛАВЯН
Трудно определить сколько народных плясок и танцев бытует в России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четверка»), иногда название определяет рисунок танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.
ХОРОВОДЫ
Хоровод – хороводы мы встречаем у всех славянских племен. Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Женщины и девушки, приготовляясь к хороводам, одеваются в лучшие наряды. Мужчины представляют гостей, призванных разделять веселье и радости. Вообще хоровод, это синтез танца, пасни и игры.
РУССКАЯ ПЛЯСКА
Русская пляска – вид русского народного танца. К Русским пляскам относят Пляски – импровизации (перепляс, барыня) и танцы, имеющие определенную последовательность фигур (кадриль, ланце).
ПЛЯСКИ – ИМПРОВИЗАЦИИ
Пляски – импровизации – это, своего рода, пляски – соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.
ИГРОВЫЕ ТАНЦЫ
Игровые танцы – это танцы, где проявляется наблюдательность народа. Они либо о явлениях природы («метелица», «пурга»), либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Медведь»). Эти танцы можно назвать игровыми или танцами – инрами, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей и птиц, а старается придать им черты человеческого характера.
БОЕВОЙ ПЛЯС ВПРИСЯДКУ
Боевой пляс вприсядку был распространен по всей Руси. Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-бытовое, развивающее, для ловкости и координации. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, само собой, что наибольшее распространение он получил среди воинов: казаков, солдат, матросов, большой популярностью он пользовался в артелях кулачных бойцов.
Пример боевого пляса вприсядку
А теперь несколько вопросов!
1. Какой из танцев является синтезом танца, песни и игры?
А) Вприсядку
Б) Хоровод
В) Импровизация
2. Какой танец получил наибольшее распространение среди воинов?
А) Вприсядку
Б) Игровой
В) Хоровод
3. Какой из танцев является самым непредсказуемым?
А) Игровой
Б) Импровизация
В) Хоровод
4. В каких танцах танцоры подражают животным и птицам?
А) Импровизация
Б) Игровой
В) Вприсядку